Back to top

научно-исследовательская работа кафедры психологии

Научно-исследовательская работа на 2016-2020 годы

АННОТАЦИЯ
к новой научно-исследовательской работе кафедры общей психологии и психофизиологии на 2016-2020 годы

  1. Тема НИР (на русском и английском):

Исследование взаимодействия социальных и психофизиологических факторов развития личности в современных условиях.

The study of interaction of social and psychophysiological factors of personality development in modern society.

  1. Руководитель НИР: Павленко В.Б.

Ответственный исполнитель НИР: Махин С.А.

  1. Приоритетное направление развития науки, технологий и техники Российской Федерации: науки о жизни.

Критическая технология Российской Федерации: нано-, био-, информационные, когнитивные технологии.

Тематика НИР (код ГРНТИ, специальность из номенклатуры специальностей научных работников): 15.21.35 Психофизиология. 15.21.21 Развитие психики. 15.21.25 Биологическое и социальное в психике

Вид работы: 3.1. Научно-исследовательская работа (НИР) – инициативная

УДК: 159.932, 159.92.

Название высшего учебного заведения, научного учреждения: Таврическая академия Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского.

  1. Сроки выполнения НИР: начало - ___2016___, окончание - ___2020___.
  1. Краткое содержание НИР:
  1. Будут выявлены электрофизиологические корреляты суеверности у детей школьного возраста (70 человек). Будет проанализирована связь между суеверностью и личностными характеристиками детей. Будет разработана коррекционная программа, направленная на снижение тревожности и суеверности у детей.
  2. Будут выявлены особенности психического развития человека на разных этапах жизни. Рассмотрены смысложизненные ориентации и базовые убеждения личности. Показано влияние психологической среды и профессиональной деятельности на психическую сферу личности.
  3. Будут выявлены показатели развития мотивационной сферы личности будущих специалистов в процессе профессиональной подготовки (100 чел.), проанализированы связи показателей развития мотивационной сферы личности студентов с их социальными характеристиками. Будет разработана программа управления мотивацией профессиональной подготовки будущих психологов и оценена ее эффективность.
  4. Будет выявлено влияние чувства вины на формирование религиозности личности (100 чел.). Будет разработана коррекционная программа, направленная на коррекцию такой религиозности.
  5. Изучение самосознания личности и, в частности социальных факторов, которые могут препятствовать развитию самосознания личности.
  1. Ключевые слова: суеверность, суеверное поведение, суеверно-ритуальная деятельность, тревожность, электроэнцефалограмма; возрастные периоды, психическое развитие, личностные особенности; самосознания личности, социальные факторы, которые могут препятствовать развитию самосознания личности; религиозность, чувство вины, коррекционная программа; профессиональная подготовка, мотивация, мотивационная сфера личности, студенты, будущие специалисты
  1. Цель и задачи НИР.

Основные задачи работы:

  1. Изучение суеверного поведения и его психофизиологических механизмов у детей школьного возраста.
  2. Выявить особенности психического развития человека на разных этапах жизни.
  3. Изучение характеристик социокультурного мотивирования профессиональной подготовки будущих психологов.
  4. Изучение влияния чувства вины на характер индивидуальной религиозности личности.
  5. Изучить некоторые аспекты самосознание личности и социальные факторы, которые могут препятствовать развитию самосознания личности.
  1. Описание процесса научного исследования (методы научных исследований, методики, оборудование, планируемые к использованию)

Опросник верований и суеверий И.Я. Стоянова, тест интеллекта Векслера, шкала личностной тревожности Спилбергера, Шкала личностной тревожности (А.М.Прихожан); тест «Смысложизненных ориентаций» Д.А.Леонтьева, Шкала базисных убеждений Ронни Янова-Бульмана в адаптации О. Кравцовой, Опросник выгорания К.Маслач и С.Джексон; Метод диагностики самоотношения В.В. Столина, шкала Я-концепция Теннесси и др; тест-опросник «Изучение мотивов учебной деятельности студентов» А. А. Реана, В. А. Якунина, тест-опросники «Мотивы выбора профессии» и «Структуры мотивации трудовой деятельности» К. Замфир, методика «Выявление осознанности различных компонентов мотивации» А. В. Ермолина, Е. П. Ильина, Метод мотивационной индукции Дж. Ньюттена в адаптации Д. А. Леонтьева, методика «Эмоциональной направленности личности» Б. И. Додонова, методика предельных смыслов Д. А. Леонтьева.

Этапы выполнения НИР:

Номер этапа

Название и сроки выполнения этапа

Запланированные научные результаты

1

Исследование психофизиологических коррелятов суеверности у детей школьного возраста.

Будут выявлены электрофизиологические корреляты суеверности у детей школьного возраста. Статьи. Аннотированный отчет.

2

Особенности психического развития человека на разных этапах жизни.

Будут выявлены особенности психического развития человека на разных этапах жизни. Статьи. Аннотированный отчет.

3

Исследование взаимосвязей показателей мотивационной сферы личности студентов с их социальными характеристиками.

Будут выявлены взаимосвязи мотивации учебно-профессиональной, трудовой и научно-исследовательской деятельности студентов, их выбора профессии и условий обучения с социально-статусными и смысловыми характеристиками респондентов. Статьи. Программа управления развитием мотивации профессионализации будущего специалиста.

4

Влияние чувства вины на формирование религиозности личности.

Будет выявлено влияние чувства вины на формирование религиозности личности. Будет разработана коррекционная программа, направленная на коррекцию такой религиозности. Статьи. Аннотированный отчет.

5

Изучение некоторых аспектов самосознания личности.

Будет изучено самосознание личности и, в частности, социальные факторы, которые могут препятствовать развитию самосознания личности.

 

  1. Научная новизна и значимость полученных научных результатов.
  1. Впервые в мире будут исследованы психофизиологические корреляты суеверности у детей школьного возраста. Полученные данные позволят выявить важные факторы формирования личности современных подростков.
  2. Будут выявлены некоторые особенности психического развития человека на поздних этапах жизни. Показано влияние психологической среды и профессиональной деятельности на психическую сферу личности.
  3. Будут определены тенденции развития мотивации профессиональной подготовки будущих психологов в условиях перехода системы высшего профессионального образования к современным требованиям компетентностного подхода Российской Федерации, выделены социокультурные детерминанты мотивирования профессиональной подготовки.
  4. Впервые будет исследовано влияние чувства вины на характер религиозности личности. Полученные данные позволят выявить важные критерии для описания границ нормы и искажений в религиозности.
  5. Будут изучены аспекты самосознания личности, которые прежде не являлись объектом научного исследования.
  1. Отличительные особенности и преимущество полученных результатов (продукции) над отечественными или зарубежными аналогами или прототипами (привести сравнение характеристик, признаков, свойств, показателей).
  1. Впервые будут выявлены паттерны ЭЭГ у детей, отличающихся повышенной суеверностью и склонных к суеверно-ритуальной деятельности.
  2. Будут показаны особенности психического развития личности на позднем этапе жизни. Результаты влияния психологической среды и профессиональной деятельности на психическую сферу личности будут статистически обоснованы.
  3. Будет описана трансформация показателей мотивационной сферы личности будущих психологов в процессе профессиональной подготовки в рамках компетентностного подхода в обучении и переходного периода развития высшей школы Республики Крым.
  4. Будут выявлены и дополнены существенные критерии нормы в религиозности.
  5. Оригинальный подход к изучению самосознания личности позволит по-новому взглянуть на развитие и функционирование личности.
  1. Практическая ценность результатов и продукции (отрасли экономики и общества, где возможно их использование, конкурентоспособность и инвестиционная привлекательность, степень внедрения, объем внедрения, потребители продукции; объем средств, необходимых для промышленного внедрения результатов).

Результаты исследования могут быть использованы в общей, социальной психологии и в психологическом консультировании; психокоррекционной работе со школьниками и людьми других возрастов; психокоррекционной работе с деструктивными формами религиозности. Будет проведена оценка эффективность приемов социокультурного мотивирования в профессиональной подготовке будущих психологов.

  1. Использование результатов работы в учебном процессе (новые (обновленные) курсы лекций или их разделы, практические и лабораторные работы, разработанные в результате выполнения НИР).

Данные исследования будут использованы в курсе чтения дисциплин: общая психология, психология религии, психофизиология развития, социальная психофизиология, возрастная психология, прикладная психофизиология, психологические основы профориентации, геронтопсихология, практикум по общей психологии, психологическая служба в системе образования, практика в школе.

  1. Количественные показатели и перечень планируемых результатов научно-исследовательской работы.

 

Показатели

Запланировано
Кол-во

Выполнено
Кол-во

Процент выполнения
%

1.

Планируемые научные результаты:

1.1. Статьи в журналах входящих в наукометрические базы:

- Web of Science

- Scopus

- РИНЦ

-другие (указать)

1.2. Статьи в журналах из списка ВАК РФ:

1.3. Публикации в материалах зарубежных конгрессов и форумов.

1.4. Монографии, опубликованные по результатам исследований.

1.5. Учебники и учебно-методические материалы, подготовленные по результатам исследований.

1.6. Прочие издания (указать):

 

 

-

-

12

-

1

 

-

 

-

 

1

-

 

 

2.

Подготовка научно-педагогических кадров:

2.1. Докторские диссертации по теме НИР

2.2. Кандидатские диссертации по теме НИР

 

-

-

 

 

3.

Охранные документы:

3.1. Авторские свидетельства РФ

3.2. Авторские свидетельства (патенты) других государств.

3.3. Прочие документы интеллектуальной собственности (указать):

Свидетельство на авторское право

 

-

 

-

 

-

-

 

 

 

14.1. Список журналов, входящих в базы WoS и Scopus, в которых планируется публикации статей: публикации в данных журналах не планируются.

14.2. Перечень запланированных докторских и кандидатских диссертаций по тематике НИР (с указанием названия диссертации, дать защиты, шифр и название специальности).

Докторские диссертации

ФИО

Тема диссертационной работы (научный консультант)

Шифр и название специальности

Сроки выполнения

1

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

Кандидатские диссертации

ФИО

Тема диссертационной работы (научный консультант)

Шифр и название специальности

Сроки выполнения

1

Ткаченко Дарья Александровна

Психофизиологические аспекты суеверности у детей

19.00.02 Психофизиология

2019

2

 

 

 

 

 

  1. Количество сотрудников, которые будут участвовать в выполнении НИР.

Штатные – 8;

Совместители – __0_.

Руководитель научно-исследовательской работы _______________

Зам. директора по научной работе
(структурного подразделения) ___________________

 

Научно-исследовательская работа за 2005 -2015 годы

Направления научно-исследовательской работы кафедры: психологические аспекты биологической обратной связи, психологические особенности самоорганизации жизни, функциональная структура социального интеллекта, инновационный потенциал личности, психология управления, психологические аспекты конфликтологии, этнопсихологические проблемы и психологические аспекты миграции, дифференциальная и гендерная психология и др.

Профессором Павленко В.Б. и сотрудниками его лаборатории Махиным С.А., и др. составлено теоретико-методологическое обоснование для разработки курса общей и медицинской психологии для последипломной подготовки врачей и психологов. Описаны особенности амплитудно-частотных компонентов ЭЭГ и связанных с событием ЭЭГ потенциалов у людей с низким и высоким уровнем потребности и мотивации достижений. Проанализированы изменения спектральной мощности ЭЭГ под действием препаратов адаптогенов растительного происхождения.

Францевым А.Н. разработано и внедрено 2 этапа организационной игры для оптимизации отношений работников внутри организаций и повышения конкурентоспособности организаций на рынке труда. Конаревой И.Н. Исследованы возможности применения методов измерения скорости когнитивной обработки информации в практике нейропсихологических исследований людей с психологическими расстройствами