Back to top

Программа
перспективного развития кафедры геоэкологии

географического факультета Таврической академии (структурное подразделение) на период реализации в КФУ им. В.И. Вернадского Программы развития до 2024 гг.

1. Общие положения

Программа перспективного развития кафедры геоэкологии на 5 лет и более (далее Программа) составлена в рамках утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 апреля 2015 года Программы развития федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И.Вернадского» на 2015 — 2024 годы.

При этом Программа опирается на следующие законодательно-нормативные документы:

  • ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г.
  • Приказ Минобрнауки РФ от 19 декабря 2013 г. № 1367 об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры
  • ФЗ № 174-ФЗ от 3 ноября 2006 года «О науке и государственной научно-технической политике».
  • Проект Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 03.06 Экология и природопользование (уровень бакалавриата) и 05.04.06 Экология и природопользование (уровень магистр). ФГОС 3+. 2013 г.
  • Положение о формировании государственного задания образовательным организациям высшего образования, подведомственным Минобрнауки России, в сфере научной деятельности. АП-125/14 вн от 20 декабря 2013 года.
  • Приоритетные направления развития науки, технологий и техники в Российской Федерации. Перечень критических технологий РФ. Указ Президента РФ № 899 от 7 июля 2011 года.
  • Экологическая доктрина Российской Федерации (одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31августа 2002 г. № 1225-р).
  • Стратегия инновационного развития РФ на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р).
  • ФЦП «Социально-экономическое развитие Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 2030 года».

2. Миссия, стратегическая цель и задачи кафедры геоэкологии

В федеральной целевой программе «Социально-экономическое развитие Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 2026 года» (далее Программа) обозначен целый ряд наиболее острых для Крыма проблем, требующих своего решения.  Среди них: усложнение экологической ситуации, усиление антропогенной нагрузки на окружающую природную среду, нерациональное использование  существующего природно-ресурсного потенциала – рекреационного, биоклиматического, минерально-сырьевого, энергетического.  Отмечается: отсутствие системных природоохранных мер по сохранению уникальной флоры и фауны Крыма, природных ландшафтов; обострение проблемы эрозии земель,  активизации оползневых и абразионных процессов, разрушающих береговую линию в рекреационных зонах; повышение уровня загрязнения поверхностных и подземных вод; обостряется проблема  утилизации бытовых отходов.  Неблагоприятные природные процессы, усиленные воздействием антропогенного фактора, осложняют экологическую обстановку, делают невозможным комплексное  и рациональное использование природных ресурсов с точки зрения перспектив рационального, устойчивого хозяйствования, могут создавать сокращение продолжительности курортного сезона и рекреационного потока.

Основной целью Программы является интегрирование  экономики Крымского федерального округа в экономическое пространство России, обеспечение транспортной доступности, снятие инфраструктурных ограничений  энерго- и ресурсоснабжения, устранение ограничений  инженерной инфраструктуры, развитие социальной сферы в целях обеспечения устойчивого экономического развития.      

Вместе с тем реализация Программы сопряжена со значительным преобразованием окружающей среды региона и изменением экологической ситуации как в целом, так и в отдельных районах республики. Соблюдение баланса между социально-экономическими и экологическими потребностями становится приоритетной задачей в реализации любых проектов по хозяйственному освоению территории Крыма на всех масштабных уровнях – от локального (в масштабе муниципальных образований) до субрегионального (административный район) и обще регионального.

Реализация Программы невозможна без соответствующего геоэкологического научного и научно-практического сопровождения, без наличия высоко квалифицированных специалистов-экологов, обладающих системой академических, общекультурных и профессиональных компетенций, позволяющих им принимать и реализовывать экологически взвешенные и экономически обоснованные решения по управлению природопользованием и обеспечению экологической безопасности региона в целом,  его населения и экосистем.

Миссия  кафедры геоэкологии  —  подготовка  высоко квалифицированных кадров по направлению 05.03.06. – экология и природопользование, консолидация интеллектуального потенциала и создание научно-образовательного и научно-методического экологического кластера для решения задач устойчивого развития крымского региона, задач сохранения и воспроизводства природных экосистем, обеспечения экологической безопасности.

Стратегическая  цель кафедры геоэкологии  —  на основе использования  ресурсов  и  научно-образовательного  потенциала  кафедры,  географического факультета, Таврической Академии и КФУ  сформировать эффективный и устойчивый кластер в  единой системе  непрерывного  экологического образования,  интегрированный  в  общероссийское  (а в перспективе в европейское и общемировое) научно-образовательное  пространство  и  способный  участвовать в решении  практических задач развития крымского региона в стратегическом партнерстве с органами власти регионального  и  федерального  уровней,  академическим  сообществом  и бизнес-сообществом Республики Крым, Российской Федерации, стран СНГ и дальнего зарубежья.

Достижение  указанной  цели  осуществляется  путем  решения следующих задач:

  1. модернизация образовательной деятельности кафедры  на  основе

современных  образовательных  технологий  и  с  учетом  перспектив развития и потребностей  хозяйственного комплекса Республики Крым и причерноморского  макрорегиона  в квалифицированных кадрах экологического профиля;

  1. формирование с участием потенциальных работодателей сбалансированного учебного плана с набором базовых, выборных и элективных дисциплин, практического и научно-исследовательского блока, обеспечивающих гарантированное формирование академических, общекультурных и профессиональных компетенций у выпускников кафедры по направлению подготовки 05.03.06. – экология и природопользование;
  2. целенаправленное формирование кадрового потенциала кафедры  с  учетом  перспектив развития и потребностей  хозяйственного комплекса Республики Крым и причерноморского  макрорегиона  в квалифицированных кадрах экологического профиля за  счет  привлечения на кафедру наиболее успешных и талантливых выпускников, за счет создания условий для профессионального роста научно-педагогических работников и  привлечения  высоко квалифицированных  специалистов  из  ведущих  российских  и мировых университетов;
  3. создание современной лабораторной и материальной основы для образовательной и научно-исследовательской работы кафедры, обеспечивающей международный  уровень  исследований  и  разработок  для  решения актуальных проблем развития региона на основе привлечения  ресурсов  КФУ, Таврической Академии,  географического факультета и кафедры (целевое бюджетное финансирование, средства внешних и внутренних конкурсов проектов, гранты, хоздоговорные темы и проекты, спонсорские средства, меценатство и пр.);
  4. активизация научных и научно-практических исследований в области обеспечения региональной экологической безопасности Крыма на базе комплексных ландшафтно-экологических исследований, моделирования и прогнозирования состояния природных сред и ландшафтов, оптимизации управления природопользованием и охраной природы (Изучение и анализ структуры и пространственно-временной динамики геосистем региона. Развитие теории и методологии антропогенной трансформации ландшафтного пространства на основе концепции геоэкотонизации. Мониторинг, оценка, прогнозирование и моделирование экологических процессов и ситуаций. Развитие концепции сохранения биологического и ландшафтного разнообразия. Методы и механизмы экологического мониторинга, экоаудита, экострахования, стандартизации, сертификации, маркировки и экологического маркетинга видов деятельности, объектов и территорий. Разработка концепции региональной стратегии экологической безопасности Крыма).
  5. формирование устойчивой системы взаимодействия и сотрудничества с профильными государственными структурами, являющимися прямыми или косвенными субъектами системы экологического управления (Минэкологии и природных ресурсов РК, Министерство чрезвычайных ситуаций, Министерство рекреации и туризма, Межрегиональное управление Росприроднадзора по Республике Крым и г. Севастополю, Госкомитет по водному хозяйству и мелиорации и пр.), с потенциальными работодателями (предприятия, организации, ведущие экологически значимую деятельность; фирмы экологического консалтинга и т.п.) с целью открытия базовых кафедр, организации системы научно-производственных практик студентов, привлечения профильных специалистов к реализации учебного плана (согласно ФГОС 3++), а также с бизнес-структурами с целью совместных инновационных экологических разработок и их внедрения в отрасли хозяйства региона.
  6. формирование высоко квалифицированных специалистов-экологов, обладающих комплексным экологическим мышлением, системой академических, профессиональных и общекультурных компетенций, а также эколого-ноосферным мировоззрением. При этом специалисты-экологи должны:
  • уметь формулировать цели, задачи и методы прикладных исследований в области рационального природопользования и экологической безопасности; получать новые достоверные факты на основе наблюдений и экспериментов, анализа эмпирических данных; реферировать научные труды;
  • владеть приемами составления аналитических обзоров на основе накопленных сведений о производственной и иной деятельности; обобщать полученные результаты, формулировать выводы и практические рекомендации на основе репрезентативных результатов исследований;
  • понимать и творчески использовать в производственно-технологической и организационно-управленческой деятельности знания фундаментальных и прикладных разделов специальных дисциплин программ балавриата и магистратуры;
  • знать и применять в практической деятельности основы проектирования, экспертно-аналитических работ, проводить исследования с использованием современных подходов и методов, аппаратуры и вычислительных комплексов в области экологического менеджмента;
  • применять современные методы обработки и интерпретации экологической информации при проведении производственных и научных исследований;
  • уметь организовывать и проводить типовые природоохранные мероприятия;
  • уметь проводить оценку воздействия разных видов хозяйственной деятельности на ландшафты и их компоненты;
  • диагностировать экологические проблемы на локальном и региональном уровнях, разрабатывать практические рекомендации по рациональному природопользованию, обеспечению экологической безопасности и устойчивому развитию;
  • знать и применять в практической деятельности нормативные документы, регламентирующие организацию производственно-технологических экологических работ;
  • разрабатывать план мероприятий по экологическому аудиту, контролю за соблюдением экологических требований, экологическому управлению производственными процессами, территориями специального назначения;
  • проводить экологическую экспертизу различных видов проектного задания, осуществлять экологический аудит любого объекта и разрабатывать рекомендации по обеспечению экологической безопасности;
  • уметь осуществлять организацию и управление экологическими экспертно-аналитическими работами с использованием углубленных знаний в области экологического менеджмента.

3. Мероприятия Программы развития кафедры геоэкологии

Достижение цели  и  решение  задач  развития кафедры, отраженных в Программе,  осуществляются  за  счет  выполнения  таких мероприятий:

Для  решения  задачи  1 — модернизация  образовательной  деятельности кафедры:

  1. создание новых  конкурентоспособных  образовательных  программ (профилей), соответствующих  нормативно-правовым  требованиям  и  требованиям профессионального стандарта, в том числе для системы дополнительного образования  и  по  заказу  предприятий  реального  сектора  экономики, востребованных  на  российском  международном  образовательных рынках.

Разработка и внедрение магистерских профилей «Экологическая безопасность» и «Заповедное дело и менеджмент ООПТ».

  1. создание сетевой образовательной  программы  – Программы по экологическому менеджменту с С-Петербургским госун-том; Саратовским госуниверситетом и др.
  2. открытие базовой кафедры в Минэкологии РК для реализации научно-производственных практик обещающихся кафедры геоэкологии;
  3. заключение договоров о целевом приеме обучающихся в магистратуру по специальности «экология и природопользование»;
  4. создание условий и возможностей для реализации индивидуальных образовательных траекторий для магистров на базе отечественного и зарубежного опыта внедрения современных систем управления учебным процессом. Например, в ближайшие 5 лет — индивидуальных образовательных траекторий для магистров, активно занимающихся НИР, в т.ч. для магистров, включенных в реализацию отечественных и зарубежных проектов.
  5. Приобретение и внедрение в  образовательный  процесс  современного  учебного оборудования (например, мультимедиа проекторы, интерактивные смарт-доски и т.п.), программного обеспечения (место эколога, Arc GIS3, программ для компьютерного моделирования и картографирования, обработки статистической информации и пр.)   и  современных  образовательных  технологий. Например, онлайн-лекций и курсов; видео-конференций и дискуссий; интерактивных онлайн-проблемных лекций. Внедрение активных методов обучения: деловые игры, кейсы, оппонирование докладов, конференций и т.п.

Для решения задачи 2 — формирование  сбалансированного учебного плана:

  1. Сформировать учебно-методический совет кафедры, включив в него специалистов, имеющих опыт работы в экспертных группах по составлению отраслевых стандартов, отраслевых программ, учебных планов, подготовки ООП и имеющих учебники и учебные пособия с грифом МОНУ и Минобраза РФ, для оценки эффективности профессионально ориентированных дисциплин учебного плана с т.зр. формирования компетенций у выпускников;
  2. привлечение специалистов из сторонних организаций (организаций-работодателей) к процессу определения модулей (специализаций) и формированию их содержания; определению набора компетенций, которыми должен обладать выпускник профиля «экология и природопользование», а также к составлению «профессионального паспорта эколога»;
  3. привлечение специалистов профильных организаций (прежде всего, из системы экологического управления) (10% от общего числа ППС — в бакалавриате и 20% — в магистратуре) к чтению лекций и проведению практических занятий, научно-производственных практик в рамках утвержденного учебного плана (10% — в бакалавриате и 20% — в магистратуре);
  4. привлечение специалистов из сторонних организаций (организаций-работодателей) к работе ГАК в качестве независимых экспертов (проведение публичных защит выпускных работ как ярмарки специалистов);
  5. развитие сетевого сотрудничества с университетами, реализующими подготовку бакалавров и магистров по направлению 05.03.(04) 06. – экология и природопользование, составление и внедрение совместимых учебных планов и курсов;
  6. организация и проведение учебно-методических семинаров (1 раз в 2 месяца) для обсуждения учебных программ и методических разработок по выполнению практических работ по профессионально ориентированным дисциплинам учебного плана.

Для решения задачи 3 — целенаправленное формирование кадрового  потенциала  кафедры  с  учетом  перспектив развития и потребностей хозяйственного комплекса Республики Крым и причерноморского  макрорегиона  в квалифицированных кадрах экологического профиля:

  1. совершенствование программ обучения в аспирантуре с целью повышения качества выпускников, количества выпускников аспирантуры, защитивших диссертационные исследования, а также практической востребованности результатов диссертационных работ;
  2. создание условий для профессионального роста научно­педагогических  работников кафедры, повышения квалификации и профессиональной переподготовки;
  3. создание эффективной системы мотивации и развития научно­

педагогических  работников кафедры, особенно молодых сотрудников кафедры;

  1. комплектация кафедры специалистами в области гидрологии и гидроэкологии, фитоценологии, ботаники и зоологии, геохимии природных сред, геоинформатики и компьютерного моделирования.
  2. формирование системы постоянно действующих научно-практических семинаров кафедры для представления и обсуждения результатов научной работы ППС и результатов выполнения НИР, проектов, тем.

Для решения задачи 4 — создание современной  лабораторной и материальной основы для образовательной и научно-исследовательской  работы кафедры и факультета:

1) комплектация учебной лаборатории кафедры – Почвенно-геохимической (331 ауд.). Приобретение почвенной экспресс-лаборатории, приборов и оборудования для камеральных и полевых исследований по дисциплинам Почвоведение, Охрана ОС и пр.

2) создание и комплектация научно-исследовательской и образовательной Лаборатории качества природных сред («Геохимия ландшафтов», «Геохимия ОС», «Методы измерения параметров ОС», «Радиоэкология», «Техноэкология»);

3) модернизация интерактивной магистерской лаборатории экологического менеджмента EcoLine: обновление компьютерного парка; приобретение и внедрение в учебный процесс «Рабочего места эколога»; лицензионных компьютерных программ для работы с пространственно распределенными экологическими данными;

4) приобретение приборов для проведения Большого ландшафтно-экологического практикума (1, 2, 3 курс) обучающихся кафедры геоэкологии;

5) создание надежных баз учебных полевых и научно-производственных практик путем подписания соглашений и договоров о сотрудничестве с профильными организациями;

6) восстановление базы ландшафтной практики кафедры геоэкологии в Карадагском природном заповеднике на ландшафтно-экологическом стационаре Карадагской станции фонового экомониторинга, созданном в 1995-1996 гг. при непосредственном участии сотрудников кафедры геоэкологии;

7) создание междисциплинарного научно-исследовательского Центра устойчивого эколого-экономического развития региона (МЦ УЭЭР), деятельность которого ориентирована на выполнение фундаментальных и прикладных исследований в области охраны окружающей среды, разработки и внедрения передовых геоэкологических технологий, осуществление комплексных научно-исследовательских проектов.

*8) завершить институциональное преобразование и оформление кафедры геоэкологии в международную кафедру ЮНЕСКО (прежнее название «Возобновляемая энергия и устойчивое развитие», № 744).

Для решения задачи 5 — активизация научных и научно-практических исследований в области обеспечения региональной экологической безопасности Крыма.

Перспективные фундаментальные исследования кафедры геоэкологии:

  1. Развитие теории ландшафтов: Трансформация ландшафтного пространства под действием природных и антропогенных факторов. Геоэкотонизация как ведущий современный процесс трансформации пространственно-временной структуры ландшафтного пространства.
  2. Оценка, прогноз и методы управления современными ландшафтами с учетом их ресурсно-экологического потенциала и современного экологического состояния.
  3. Геоинформационные технологии для решения геоэкологических задач в условиях глобального изменения климата и трансформации ландшафтов региона.

Перспективные научно-практические направления кафедры геоэкологии:

  1. изучение и моделирование пространственно-временной структуры и динамики современных ландшафтных систем региона с использованием новых компьютерных программ и IT-технологий;
  2. картографирование, моделирование и прогнозирование геоэкологических процессов;
  3. проведение комплексной оценки природных ресурсов, решение проблемы сохранения и воспроизводства природно-ресурсного потенциала ландшафтов;
  4. экологический менеджмент и аудит объектов и территорий разного назначения;
  5. ландшафтно-географическое обеспечение принятия управленческих и проектных решений для экологической безопасности Крымского региона;
  6. разработка концепций и моделей устойчивого развития Крымского региона и оптимизация природопользования;
  7. развитие экологически ориентированных форм хозяйствования и экологически безопасной энергетики;
  8. геоэкологическое оценивание ситуаций и региональная экодиагностика на основе разработки систем регионального мониторинга;
  9. сохранение биологического и ландшафтного разнообразия Крыма, обоснование и проектирование особо охраняемых природных территорий, обоснование и организация регионального экологического каркаса;
  10. исследование изменения водного баланса Крыма в условиях изменения климата; водный менеджмент;
  11. Изучение изменения продуктивности лесов в условиях трансформации климата;
  12. внедрение новых геоинформационных и инструментальных технологий и методик в практику геоэкологических исследований.

Для решения задачи 6 - формирование устойчивой системы взаимодействия и сотрудничества с профильными государственными структурами системы экологического управления и менеджмента, с потенциальными работодателями, а также с бизнес-структурами:

  1. Заключение соглашений о сотрудничестве с Минэкологии РК и его структурными подразделениями (ГУП, ГАУ, ГБУ), а также с другими профильными министерствами и ведомствами, вовлеченными в систему регионального экологического управления; с надзорными органами в области экологии и охраны ОС, здоровья населения – Межрегиональным Управлением Росприроднадзора по Республике Крым и г. Севастополю, Россельхознадзором, Роспотребрадзором, Министерством по чрезвычайным ситуациям т.п.
  2. организация системы научно-производственных практик студентов на базе организаций-потенциальных работодателей;
  3. открытие базовых кафедр в организациях-потенциальных работодателях (например, при Минэкологии РК, ГАУ – управления объектами ООПТ; на базе Черноморнефтегаз; на крупных промпредприятиях таких, как ОАО «Крымский содовый завод, ЗАО «Крымский ТИТАН»);
  4. привлечение специалистов из профильных организаций к реализации учебного плана по направлению 05.03.06. – экология и природопользование (согласно ФГОС 3++) с почасовой формой оплаты, к участию в комиссии по защите выпускных квалификационных работ;
  5. проведение совместных конференций, круглых столов и т.п.;
  6. организация совместно с бизнес-структурами, которые занимаются разработкой и внедрением экологических технологий и методов в различные отрасли хозяйства, тематических выставок и презентаций.