Балашова Ирина Георгиевна

 

Cтарший преподаватель
кафедра методики преподавания филологических дисциплин
факультет славянской филологии и журналистики

 

Родилась в г.Ростове-на-Дону.

Среднюю школу окончила в Севастополе.

В 1981 г. окончила филологический факультет Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, отделение «Русский язык как иностранный».

С августа 1981 г. работает в СГУ, в ТНУ, в КФУ им. В. И. Вернадского на кафедре методики преподавания филологических дисциплин, преподает русский язык иностранным студентам. Ветеран труда ТНУ.

Сфера основных научных интересов

  • методика преподавания русского языка как иностранного,
  • теоретические и практические проблемы лингвокультурологии,
  • перспективы и резервы аудиовизуального метода обучения,
  • поиски новых оригинальных подходов к его использованию,
  • разработка материалов и создание учебных пособий на материале истории Крыма,
  • перспективы мультилингвального образования в Крыму.

Созданы

  • Аудиовизуальный лингвострановедческий курс «Кино, время и мы»,
  • Учебное пособие «Знакомимся с Крымом: от древности до наших дней».

Ведется разработка трехступенчатой мультимедийной обучающей программы для обучения русскому языку как иностранному на основе видеопрограмм. Данная программа может быть использована в условиях полилингвального обучения с целью формирования содержания социокультурного компонента обучения иностранному языку.

Программа, созданная на основе видеофильма о Крыме, апробирована и используется в обучении иностранных студентов.

Подготовлены материалы для тестового варианта проекта дистанционного экспресс-обучения русскому языку «В мире равных возможностей» (в соавторстве с Т.В.Аржанцевой). Проект нацелен на подготовку учебных материалов для использования в дистанционном обучении, в том числе для студентов с ограниченными физическими возможностями.

Список опубликованных работ

  1. Некоторые принципы описания краеведческого материала в учебных целях. // Материалы Международной конференции «Новые направления в методике и технологии преподавания славянских языков», Симферополь, 1999, с.50-52 (соавт. с Т.Ю.Новиковой).
  2. Курс по разговору для изучающих русский язык как иностранный (на материале видеокурса «Кино, время и мы»). // AATSEEL Newsletter.-   Vol.43, issue- October 2000, p.11-13 (соавт. с Т.Ю.Новиковой).
  3. О методических принципах описания краеведческого материала в учебных целях. // Материалы Международной конференции «Русский язык и культура (изучение и преподавание)». М.: РУДН, 2000.- С.238-239 (соавт. с Т.Ю.Новиковой).
  4. Лингвокраеведение и формирование базового лексического минимума на материале конверсивного курса «Знакомимся с Крымом: от древности до наших дней». // Филологические студии.- 2001.- Симферополь.- №2.- С.12-16.
  5. Новые технологии в обучении иностранным языкам: аудиовизуальный ряд в формировании базового лексического минимума. // Praktika, Forum. — 2001.- #2, июнь.- С.6-10 (соавт. с Т.Ю.Новиковой).
  6. Отражение поликультурности региона в учебных материалах по страноведению (на материале Крыма). // Материалы II Международной научной конференции «Язык и культура». Москва.- 2002.- С.243-245 (соавт. с Т.Ю.Новиковой и Х.-Ю.Пиетрцак).
  7. Этапы разработки мультимедийных обучающих программ по иностранному языку на основе аутентичного кино без речевого ряда. // Ученые записки Таврического национального университета им. В.И.Вернадского. Серия «Филология».- 2002.- Т.15 (54).- №2.- С.283-290 (соавт.с Т.Ю.Новиковой, А.Степановым).  
  8. Создание лингвострановедческого учебного курса на базе аутентичного кино (принципы построения и преимущества). // Тезисы конференции.- М.: Макс Пресс, 2002. — С.15 – 16 (соавт. с Т.Ю.Новиковой).
  9. Поликультурность Крыма как основа организации краеведческих учебных материалов. // Ученые записки ТНУ.- Серия «Филология», 2002.- Т.15 (54).- №4.- С.200-206 (соавт. с Т.Ю. Новиковой).
  10. О коммуникативно-культурологической концепции обучения языкам: украинско-русско-крымскотатарский тематический словарь. // Культура народов Причерноморья.- №44.- Симферополь.- Ноябрь 2003.- С.161-168 (соавт. с Г.Ю.Богданович и Т.Ю.Новиковой).
  11. Крым как место встречи народов и культур: опыт выделения и описания ключевых единиц. // Культура народов Причерноморья.- № 37 – Симферополь.- Январь 2003.- С.17 — 20 (в соавторстве с Т.Ю. Новиковой).
  12. Систематизация лексики в учебном словаре. // Культура народов   Причерноморья.- №49.- Т.1.- Симферополь.- Март, 2004.- С.153-156 (соавт. с Т.Ю.Новиковой).
  13. 13.Об идеографировании лексического минимума в учебном тематическом словаре. // Культура народов Причерноморья.- №49.- Т.1.- Симферополь.- Март, 2004.- С.156-159.
  14. 14.О предпосылках создания и принципах организации трехъязычного учебного тематического словаря. // Ученые записки Таврического национального университета им. В.И.Вернадского. Серия «Филология», т.16 (55).- №1.- Симферополь.- 2004.- С.101-108 (соавт. с Г.Ю.Богданович и Т.Ю.Новиковой).
  15. 15.Определение содержания концепта «Крым». // Ученые записки Таврического национального университета им. В.И.Вернадского. Серия «Филология», т.16 (55), №1. Симферополь.- 2004.- С.101-108.
  16. 16.Об упорядочении лексических единиц в учебном тематическом словаре. //   Межкультурные коммуникации: пространство и время. Сборник докладов Международной научной конференции. Крым, Алушта, 25-29 мая 2004. Москва: РУДН.- 2004.- С.80-85 (соавт. с Т.Ю.Новиковой).
  17. 17.Крым как поликультурное пространство (об организации   материалов по краеведению на занятиях РКИ) — Проблемы преподав. Рус.яз. в Российской Федерации и заруб.странах. Материалы междун.конф. (26-28 октября 2005), Москва: изд-во Совет МОЦ МГ 2005 г. Т.1.- С. 160-163.
  18. Балашова И.Г., Новикова Т.Ю. Учебная лексикография в полиэтничной   среде Крыма: в поисках решения // Ученые записки ТНУ, серия Филология.- Т. 20(59) 2007 г., № 1.- С. 113-119.
  19. Балашова И.Г., Богданович Г.Ю., Новикова Т.Ю. Полуостров Крым от А   до Я. Лингвокультурологический словарь на русском и украинском языках. Симферополь 2007 г. НАТА. 274 с. ISBN 978-966-8926-38-9.
  20. 20.Балашова И.Г., Новикова Т.Ю. Пространство, Время и Человек как   основная идея словаря «Полуостров Крым от А до Я». Культура народов Причерноморья, №137, 2008 г. Т.2 С. 244-248.
  21. Преподавание русского языка в условиях полиэтничного Крыма: пути         решения проблемы (в соавт. с Т.Ю.Новиковой) Материалы Международной конференции «Русский язык и литература в международном образовательном пространстве: современное состояние и перспективы», Гранадский университет, Гранада, 7-9 мая 2007 г.; http://www.ugr.es/~congrusgra07/index%20rusa.htm
  22. Балашова И.Г., Богданович Г.Ю., Новикова Т.Ю. Полуостров Крым от А до Я.Краткий энциклопедический словарь на русском и украинском языках. Симферополь, ЧП «Предприятие Феникс», 2009 г. – 272 с. ISBN 978-966-1551-30-4. Свидетельство №34510.
  23. Новикова Т.Ю., Богданович Г.Ю., Балашова И.Г., Буц Н.В., Оказ Л.С., Девлетов Р.Р. Шире круг: русско-украинско-крымскотатарский учебный тематический словарь.- Симферополь, ЧП «Предприятие Феникс», 2009 г. – 240 с. ISBN 978-966-1551-35-9. Свидетельство № 34509.
  24. Об опыте билингвального обучения в США. // Ученые записки ТНУ им.В.И.Вернадского. Серия «Филология. Социальные коммуникации». – Симферополь, 2011. — №2. — Т. 24 (63). — Ч.2. — С. 124-130.
  25. Новикова Т.Ю., Богданович Г.Ю., Балашова И.Г., Буц Н.В., Данецка И. Шире круг: русско-украинско-польский учебный тематический словарь.- Симферополь, 2012.- 240 с.
  26. Богданович Г.Ю., Новикова Т.Ю., Балашова И.Г., Буц Н.В., Селендили Л.С., Девлетов Р.Р. Речевой этикет: русско-украинско-крымскотатарские соответствия: Учебное пособие.- Киев: Педагогічна думка, 2012.- 200 с.
  27. Об обучении иноязычному говорению на основе коммуникативного подхода. «Русский язык в поликультурном мире». IX Международная научно-практическая конференция (8 – 11 июня 2015 г.). Сборник научных статей. – Симферополь: «Антиква», 2015. – Ч.II. – С.54-61.  

 

 

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники