Научная школа социофонетики и фоностилистики

 

Основание научной школы социофонетики и фоностилистики состоялось de iure et de facto 10 июня 1999 г., в день, когда на заседании специализированного ученого совета Д 26.001.11 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора филологических наук при Киевском университете имени Тараса Шевченко (актовый зал, б-р Шевченко, 14, Киев), заслушав положительные отзывы официальных оппонентов проф. Прокоповой Л.И., проф. Багмут А.И., проф. Бухарова В.М. и рекомендацию Донецкого государственного университета, ведущие лингвисты постсоветской Украины единогласно утверждают решение о полном соответствии диссертации «Социофонетическая вариативность современного немецкого языка в Германии» требованиям ВАК и постановлениям Кабинета Министров и присуждают ее автору – Петренко Александру Демьяновичу – ученую степень доктора филологических наук по специальности 10.02.04 – германские языки.

Актуальность темы обусловлена возрастающим интересом лингвистов к проблемам стратификации стилей, в том числе произносительных; к вопросам определения источников звуковых изменений, наблюдения их в динамике. Появилось немало интересных исследований в области фоностилистики. Обозначилось новое направление социолингвистических исследований – социофонетика. Современный период развития социофонетики предполагает всестороннее изучение языковой вариативности, связанной с разными социальными признаками носителей языка, такими как принадлежность к социальной или профессиональной группе, социальный статус говорящего, совокупность социальных ролей. Значительное влияние на фонетические особенности речи оказывают профессия, пол, возраст человека, а также изменения речевого поведения в разные периоды жизни. «Все слова пахнут профессией, партией, определенным человеком, генерацией, возрастом, днем и часом. Каждое слово пахнет контекстом и контекстами, в которых оно жило своей социальной насыщенной жизнью», – подчеркивает М.М. Бахтин. Стратификационному анализу речевого поведения информантов – членов разных социальных групп – на произносительном уровне фактически не уделялось надлежащего внимания, достаточно фрагментарно исследовались фонетические показатели языка детей, изменения произносительных особенностей на протяжении нескольких лет их жизни.

В настоящее время интенсивно и всестороннее изучаются социальные и языковые факторы, характеризующие социофонетическую вариативность речи повсеместно возникающих национально-английских языковых сообществ. Национально-английский (или иной) билингвизм становится характерной особенностью коммуникации многочисленных социальных, прежде всего молодежных групп и наиболее очевидным фактором коллективной идентификации последних.

Современный этап развития социальной лингвистики характеризуется не только процессом совершенствования методологии исследований в области взаимодействия лингвистических и социальных феноменов, но предполагает расширение параметров и плоскостей изучения самого предмета данной научной отрасли: язык как средство моделирования коллективной идентичности, как способ познания исторической действительности, как информационный канал и механизм онтогенеза.

Актуальная информация о деятельности школы представлена по адресу: http://vk.com/sociophonetics_phonostylistics

Руководитель

Научно-общественное признание

Направления

Персональный состав

Основные результаты и публикации

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники